Боец Лолита ([info]tarasova777) wrote in [info]valentinov_uk,

Доклад Андре Валентинова с "Портала "2009"

 s640x480.jpg 

Андрей Шмалько

"Тихо сам с собою..."

(цветы и ягодки самиздата).


 Стоя у океанского берега, у самого края непредставимо громадной по сравнению с нами, двуногими муравьями, шири, мы испытываем разные чувства, но в них есть всегда общее - ощущение величия. Океан может быть добрым, страшным, ненавистным, любимым – но никогда не станет мелким. Таков данный природой и Господом масштаб, неизменный и привычный. Океан – и этим все сказано.
 Литература – тот же Океан, сотворенный людским трудом и воображением, но определенно по Высшей воле. Человеку, как и Тому, Кто его сотворил, дано создавать миры по своему замыслу и усмотрению. То, что эти миры виртуальны, ничуть не уменьшает ни размаха сделанного, ни его воздействие на нас. Океан – что еще добавить? Приступая к его измерению и изучению, требуется запастись не только терпением, но и немалым смирением. Ты – один, а перед тобою труды многих поколений. По душе тебе они, не по душе, все равно ты не слишком велик и заметен по сравнению со сделанным и сотворенным до тебя. Даже если берешь для исследования малый сектор, скромный залив у самого берега. Масштаб все равно несопоставим. Малая часть великого не может быть ничтожной и пошлой.

 

 Впрочем, объект нами избранный, отнюдь не мал. Литература беззаконная и внезаконная, издаваемая помимо воли державы и общества - очень заметная часть рукотворного Океана. Самиздат родился одновременно с самой литературой, в нашем же привычном печатном виде, оформился и увидел свет немногим позже «Библии» Иоганна Гуттенберга. Примечательно, что именно Книги Священного писания стали чуть ли не первым европейским самиздатом – те, что издавались на национальных языках помимо воли Церкви. Так что к моменту, когда позабытый ныне поэт Николай Глазков семь десятков лет тому назад изобрел знакомый нам всем термин (первоначально – «самсебяиздат»), само явление было более чем известно. Термин, впрочем, появился не случайно. Это сейчас нам доказывают, что в покойном СССР царили свобода и терпимость. Пусть доказывают, не жалко, но Самиздат родился и расцвел среди наших осин определенно не зря. Причем издавали, распространяли и читали его не только всякие там проплаченные сигуранцами «сиденты» и «отсиденты», но и мы, скромные и законопослушные любители Фантастики. Кто постарше, помнит, прочим же рекомендую несколько очень толковых исследований на этот счет. (1). Посему о прошлом («Есть — отстуканы четыре копии!» А.Галич) повторяться нет нужды, поглядим на день сегодняшний. Казалось бы, зачем? В одном из помянутых исследований прямо утверждается, что период «фантастического самиздата» завершился в начале 1990-х. (2). Дела давно минувших дней, пожива для историка литературы.
 Конечно, даже на первый, поверхностный взгляд это далеко не так. Уже в конце 1990-х стало очевидно, что фантсамиздат никуда не делся, оставаясь прежде всего голосом бессмертного Фэндома – неформального сообщества любителей фантастики (3). По-прежнему издаются фэнзины и близкие им издания, электронные и (реже) традиционно-бумажные, прогремела недолгая, но яркая эпопея «фидошного фэнзинерства», эпоха интернета позволила собрать и систематизировать наше «фантастическое» наследие, включая и его когда-то «самиздатовский» фланг. К рубежу тысячелетий могло сложиться впечатление, что фантсамиздат останется, но как сугубо локальное явление, обслуживающее главным образом все тот же Фэндом. И основной упор будет делаться не на художественные произведения (пресловутые «тексты»), а на публицистику, критику и библиографию – ту их часть, что не находит себе места в бумажных «настоящих» изданиях. «Продукт самореализации невостребованных талантов» - как выразился один известный критик (4). По крайней мере, именно такие прогнозы были слышны десять лет назад.
 А между тем именно тогда, на изломе века, оформилось явление, полностью изменившее характер фантсамиздата. В 1999 году появился первый в русском интернете полностью самостоятельный и обособленный сайт со свободной публикацией произведений (5). «Сетература», в том числе «фантастическая», прежде считавшаяся чем-то экзотичным и маргинальным, внезапно приобрела совсем иные масштабы. Поначалу это событие не смогли оценить даже специалисты. Максим Мошков лишь констатировал: «Разница только в том, что раньше издавался один из тысячи, а теперь будет — каждый пятый.» (6). Насчет «каждого пятого» Максим, конечно, погорячился, а вот «разницы» не почувствовал. Перемены же были не только количественные – наступала новая эпоха. Для нашей Фантастики главным в ней было появление принципиального нового направления – сетевого фантсамиздата, причем с упором не на критику и публицистику, а именно на «тексты». О том, что это явление не локальное, можно понять, заглянув в первое попавшееся самиздатовское «гнездо».
 Заглянем.

 

Журнал "Самиздат".
Наименований ( конец марта 2009 года).
Фантастика – 26781.

Фэнтези – 29958

Киберпанк - 1841


Не станем задумываться, много это – или мало, ибо и «много» и «мало» познается лишь в сравнении. Отметим иное. «Самостийное», так сказать, «альбомное» творчество существовало всегда, однако в прежние времена его распространение лимитировалось возможностями пишущей машинки (те самые «четыре копии» Галича). В результате то, что писалось, как правило отправлялось в пресловутый «стол», становясь известным в лучшем случае узкому кругу друзей-приятелей. Самиздатский «мейнстрим» такие произведения обычно игнорировал, сосредотачиваясь на более известном. В «старом» самиздате можно было найти Стругацких, Саймака и Толкиена, но отнюдь не скромного Васю Пупкина. Теперь же «продукт самореализации невостребованных талантов» пробил широкую дорогу к потенциальному читателю. Почти 70 тысяч произведений только в одном «журнале»! В любом случае, это – масштаб.
 Дело, однако, не только в количестве. Прежде «невостребованные» Васи Пупкины, способные в лучшем случае сойтись втроем-вчетвером для совместного плача в жилетку, ныне имеют возможность сбиться в Стаю. А это уже нечто принципиально иное. Одного-единственного «невостребованного» можно просто не замечать. А когда их два-три десятка тысяч, да еще не порознь, а в толпе? Дело даже не в таланте и усердии. Пусть все они гении. Дружная толпа гениев размером в хорошую армию! Представьте, что этакое вывалит на улицу среднего областного центра. Внушает? Главное, повторюсь, не количество, а то, что перед нами уже нечто, имеющее хоть самую примитивную, но организацию. Не станем вспоминать «Преступную толпу» Гюстава Лебона, но даже в самой невинной компании немедленно начинают прорастать многообразные внутренние связи, а заодно и ощущение принадлежности к помянутой Стае. Старому Фэндому такое тоже свойственно, но там все определялось Идеей (любишь Фантастику, значит свой). Теперь же все определяет Место (тусуешься с нами – или нет). Если вспомнить, что в Сети собираются в основном все те же «невостребованные», то картина выходит весьма, скажем мягко, амбивалентной. На самом же примитивном уровне это выглядит так. Некие «невостребованные», не попавшие в Стаю (в «бумажную» литературу), собравшись вместе, спешат создать свою собственную Стаю, причем она изначально будет восприниматься, как нечто «хорошее», противостоящее «плохому» миру, где их, «невостребованных», не оценили. Как это выглядит на практике, легко может представить каждый, помнящий споры о взаимоотношениях Фантастики и «боллитры». У лилипутов должны быть свои лилипуты: фантастическое литературное «гетто» неизбежно порождает «гетто» собственное, из тех, кто этажом ниже. Естественно, эти «нижние» воспринимают свое место совершенно иначе. Что такое для истинного фэна «боллитра»? Скопище исписавшихся графоманов, существующих исключительно благодаря доступу к СМИ и престижным издательствам.
 А что такое мы, «бумажные» фантасты, для наших сетевых коллег?
 Естественно, новая Стая спешит воспроизвести всю привычную иерархию, чтоб было «как у взрослых». Выдвигаются свои авторитеты (вожди, властители дум), при них – подпевалы. Где вожди – там и вожди непризнанные, и нарушители спокойствия, и те, кого не положено пускать на порог. Фактически, мы имеем дело с гротескным, но точным подобием Литературы, как таковой, но не в мировом и не в национальном масштабе, а в сетевом закутке. Всё то же самое, всё в комплекте, остается одно – утвердиться. Делается это, как известно, двумя путями: следует доказать, что «мы» лучшие – и (или), что «они» плохие, хуже некуда.
 Само собой, наиболее успешные в своей Стае стремятся перепрыгнуть на соседнее дерево, пусть «плохое», но зато высокое. «Звезды» самиздата более-менее успешно пробиваются в «бумажную» литературу. Каждый такой успех вызывает одобрительный клики всей Стаи вот, мол, «наш» сумел, прорвался! И это знакомо. Вспомним невинную радость наших коллег, отмеченных «большой» критикой или (о, счастливцы!) сумевших издаться в могучем «толстом» журнале тиражом в триста экземпляров. Как ни уютна наша «черта оседлости», а в большой мир все-таки хочется.

 Весь этот путь сетевой фантасамиздат уже прошел. Явление устоялось, значит, можно подводить предварительные итоги.
 Прежде всего, сложение мощного многоголового и многорукого «виртуального» сектора Фантастики не только не отменило его «бумажную» часть, но и существенно на оную не повлияло. Подозреваю, что значительная часть тех, кто читает «обычную» Фантастику (не только в бумажном, но и в электронном ея эквиваленте) даже не подозревает о существовании виртуального «фантастического материка». И в этом повторяется история с «боллитрой» и «гетто». Те, что сидят на более высоком (в традиционном понимании) дереве не желают смотреть вниз. С другой стороны многочисленные комментарии «сетевиков» свидетельствуют, что по крайней мере часть из них дела «бумажной» Фантастики тоже не шибко интересуют. Да, все повторяется, причем не карикатурно, не в виде фарса, как считал Маркс, а почти один к одному. Нет, однако, худа без добра. Оценивая степень чужой «тусовочности», мы неизбежно должны сравнить ее с собственной – и сделать, ежели возможно, выводы. Там очередное сетевое сообщество, здесь – наш привычный Фэндом. Если присмотреться – велика ли разница?
 Итак, предварительный итог прост и очевиден. За последние десять лет сформировался новый сектор Фантастики – электронный самиздат, существующий главным образом в сетевых сообществах. Сектор этот велик и разнообразен, причем существует он в соответствии с хорошо знакомыми и близкими нам традициями, характерными, как для Фэндома, так и для «боллитры».
 На этом вроде бы можно и точки ставить. Или все-таки рано?
 Оценочных суждений все-таки не избежать, хотя бы в самом общем плане. Что дает нашей Фантастике это столь весомое прибавление? Что отнимает?
 Начнем с самого, пожалуй, важного – так сказать, с уровня. И сразу проблема. На чьи оценки можно положиться? Кто судья?
 Не открою Америки, если констатирую, что взаимная оценка «бумажников» и «сетевиков» приблизительно одинакова.
 Вот, например, первое попавшееся (из недавнего письма) частное суждение одного известного писателя-фантаста, человека «по жизни» весьма добродушного и отнюдь не сноба, по поводу некоего сетевого конкурса:

 «…Побывал я членом жюри. Две трети присланного - дамские фентезюхи (брат любит подругу, подруга - деньги, но в замке прячется вампир), мужское же...»

 Цитату прервем – там еще менее политкорректно. Высказывание это весьма типично. «Бумажники» обращают внимание прежде всего на низкий литературный уровень сетевого творчества (замысле, сюжет, язык, образы), его глубокую и очевидную вторичность. Недаром в Сети полным-полно всякого рода фанфиков, подражаний, сиквелов с приквелами. В общем, типичный альбом уездной барышни, размноженный усилиями современной техники. 
 Однако и «сетевикам» есть, что сказать. Упреки их по адресу «бумажников» достаточно разнообразны, но легко сводимы к элементарному: «они» пишут за деньги, «им» денег не хватает, посему «они» быстро исписываются и вынуждены гнать «поток». А вот «мы», сетевые, свободны – и пишем «свободные» тексты.
 Между прочим, любопытное наблюдение. В Фэндоме (настоящем) о деньгах говорят мало, только если по делу. А вот «виртуалы» поминают таковые буквально через слово. Почти каждая рецензия на «бумажную» книгу начинается с того, что автору, видать, не хватало денег, денег, денег… Почему так? Думаю, для правильного ответа не требуется дедушка Фрейд.
 Взаимные упреки и, более того, взаимное неприятие не должны удивлять. «Сетевики» чувствуют себя вполне самостоятельной частью Литературы, поэтому первым делом включают механизм опознания «свой-чужой». Если чужой – он по определению плох (исключения конечно есть, но на то они и исключения). Все, как у взрослых.
 И вновь можно было бы ставить точку, констатировав, что в ходе распада когда-то единой Советской Литературы и мутации ея обломков возник еще один – вполне самостоятельный сетевой конгломерат фантастов, в свою очередь состоящий из отдельных часто очень недружных сегментов. Есть Фантастика – и есть Фантастика Сетевая, а потому проcим не путать. Так?
 В принципе так, но только в принципе, различия все-таки есть, причем различия принципиальные. Именно они не позволяют зачислить Сетевую Фантастику в число существующих ныне «литератур». По крайней мере, на полных правах.

 Первое, самое очевидное отличие – это способ существования Фантастики «просто» и Фантастики сетевой. «Бумажники» пишут и отдают в издательства книги, становящиеся после выхода в свет самостоятельным и самодостаточным объектом Литературы. Изданная книга как бы разрывает невидимую пуповину, связывающую ее с автором, и начинает существовать сама по себе. Она ищет и находит читателей, она пылится на полке или, напротив, переходит из рук в руки. Автор может лишь следить за тем, какая судьба выпала его детищу. Не то в Сети. Сам процесс создания текста там более коллективен, чем индивидуален. Пресловутые «бета-тестеры», дающие автору советы, являются одновременно и читателями. Авторы пишут не для мира, а для достаточно узкого «тусовочного» круга, в результате «текст» становится в значительной мере совместным интеллектуальным «продуктом». В общем, сами пишем, сами редактируем, сами и читаем. Не понравилось – не страшно, можно и переписать, ибо «текст» здесь, никуда не делся, не ушел в самостоятельное странствие. Все это очень напоминает студенческое творчество, когда сидя на задней парте, некий непризнанный «автор» прямо на лекциях ваяет нетленку. Соседи читают, подсказывают, дают советы. Все тот же альбом уездной барышни.
 Отсюда и возникаем непонимание: «сетевые» не разумеют «бумажных». Давеча виртуальное фэньё подняло дикий вой по поводу самой невинной фразы: автор ничего не должен читателю, кроме книги. Он не обязан пояснять свой замысел, оправдываться, приводить доказательства, отвечать на рецензии и вообще, как-то реагировать на читателя. Более того, по истинному счету он не должен ни радоваться, ни огорчаться судьбе своего творения – ибо это уже не его судьба. Не я это придумал. Вспомним!

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
   И не оспоривай глупца.

 «Сетевики» такое понимать отказываются, ибо существуют по иным «понятиям» - тусовочным. «Текст» творили вместе, помогали, советы давали, значит, автор им обязан «по жизни». Обязан считаться, учитывать мнения, объясняться, кланяться и благодарить. С точки зрения тусовочных «понятий» они правы – но не с точки зрения Литературы. Не обязан писатель вас оспоривать, фэньё!

 Итак, «сетевики» пишут прежде всего для «своих», то есть, повторимся, для достаточно узкого тусовочного круга. Но (и тут начинается различие второе) что это за круг? Альбом уездной барышни читают соседи и заезжие гусары. Студенческий опус пишется для таких же студентов. А сетевые фантасты? Каков их «круг»?
 Ответ просто и понятен: это не круг, а целый рукотворный мир, именуемый Всемирная Сеть. Интернет.
 Осмысление глобальной проблемы «Человек и Сеть» оставим для специалистов, поглядим на вопрос с наипростейшей, бытовой точки зрения. Поскольку Интернет, как ни крути, числит среди своих предков самый обычный телефон, давайте вспомним. Сам по себе телефон – вещь очень полезная и нужная, все им пользуются по мере необходимости. Но есть те, кто способен часами «висеть на трубке», пока мембрана дымом не пойдет. Есть и другие, любители анонимных звонков среди ночи. Как мы к такой публике относимся?
 Кстати, телефон, как позже и Сеть, даровал помянутой публике уникальную возможность – стать анонимом, человеком-невидимкой. Между нами говоря, зачем хорошему человеку невидимость, если он не фронтовой разведчик? Добрых дел и добрых слов люди не стыдятся. Зато всяким прочим подобная «свобода» очень даже нужна. Телефонная «анонимность» плавно переросла в сетевую «свободу» – ту, которой так гордится наше фэньё. Свободу – для чего? Не для борьбы же за права человека в Парагвае!
 Более того! Интернет стал идеальным убежищем для тех, кому в настоящей жизни неуютно. Велик мир – и сложен. К счастью для них Сеть позволяет выстроить свой собственный мирок, пусть маленький, но уютный - для своих, таких же места не нашедших. Не станет нормальный человек уходить с головой в «виртуалку» - незачем это ему. А вот всяким прочим…
 Классики словно предчувствовали. Помните у Ильфа с Петровым?

 «Параллельно большому миру, где живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция: В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песня "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй.»

 Можно и добавить: малый мир знает, что он мал – и за свою мизерность пытается мстить тем, кто из большого. Не так давно Лео Каганов, человек умный и наблюдательный, обратил внимание на то, с какой радостью «маленький мир» Сети встречает смерть любого известного человека. А почему бы не порадоваться в полный голос? «Свобода!»
 Итак, рядом с большим Миром, сотворенным Господом и Эволюцией, возник рукотворный мирок злобных ущербных коротышек. А таковым требуется полный комплект удовольствий, включая литературу и, само собой, Фантастику. Вот и растет фантсамиздат, вот и зашкаливает. Недаром самые толковые из публикующихся в Сети стремятся выскочить на «бумажный» уровень. Нет, не из-за денег – а ради возможности обратиться к Миру, а не к узкой самодовольной тусовке. Вести беседу «тихо сам с собою» и еще с несколькими такими же, ей-ей, чревато. Посему те, кто выкладывает свои первые творения в Сеть, не должны обижаться. То, что вы делаете – только начало, так сказать, первый телефонный звонок. Но полноценно жить и творить, существуя внутри провода, невозможно. Положите трубку – и шагайте в настоящий большой мир. Это нелегко, но, да позволено будет заметить, это и есть Жизнь.

 Вот и все цветочки с ягодками. Можно было бы и добавить, что благоухание, доносящееся из глубин Сети, способно отравить даже здоровую плоть. «Сетевые» сообщества, подобно небезызвестному салону госпожи де Рамбуйе («Жизнь господина де Мольера», помните?) (7) пытаются навязать Фантастике и ущербный язык, и ущербные сюжеты, и свои «драгоценные» нравы. Но – воздержусь. У нашей Фантастики и так много проблем, «сетевая», к счастью, никак не относится к приоритетным. Маленький мир все-таки никогда не станет большим. Коротышки думают иначе – и пусть думают. У лилипутов должны быть свои лилипуты.

 Океан навевает мысли о величии. Каким бы он ни был, Океан остается Океаном, в нем нет места пошлости. Лужа, сколь глубока и ароматна ни была, подобных мыслей вызвать не может.

 Будем смотреть на Океан.


Примечания

1. Игорь Халымбаджа, Фантастический самиздат, журнал «Если» № 9, 1998; Дмитрий Байкалов. "Фантастический самиздат — электронная версия. - журнал «Если» № 11- 1998; Холодилин М. В. История советского фантастического самиздата. - "Ученые записки Спб филиала РТА" 2004, 2(22), C. 240-260

2. Холодилин М.В. Указ. Соч., С. 260.

3. Дмитрий Байкалов. Указ соч.

4. Там же.

5. Алексей Караковский. Публикация в интернете: история и практика. Руководство для пользователей // http://www.proza.ru/avtor/karakovski

6. "Интернет убьет кино, вино и домино", интервью Ильи Овчинникова с Максимом Мошковым. // www.russ.ru/journal/media/97-10-03/moshkw.htm

7. «Громадный воз чепухи въехал во французскую литературу, и галиматья совершенно заполонила драгоценные головы. Кроме того, последовательницы Мадлены Скюдери окончательно засорили язык и даже поставили под удар и самое правописание. В одной из дамских голов созрел замечательный проект: для того чтобы сделать правописание доступным для женщин, которые, как всегда, значительно поотстали от мужчин, дама предложила писать слова так, как они выговариваются…» Михаил Булгаков. Жизнь господина де Мольера..

 


  • Post a new comment

    Error

  • 46 comments

[info]lokaloki

April 7 2009, 06:22:33 UTC 3 years ago

Спасибо!

[info]kazak_ixbt

April 7 2009, 06:59:36 UTC 3 years ago

Мда... это не ДонКихот с ветряными мельницами. Это слепец, описывающий слона после того, как пощупал его за хвост.

[info]lokaloki

April 7 2009, 07:01:36 UTC 3 years ago

А Вы на начало доклада внимания не обратили?

[info]kazak_ixbt

April 7 2009, 07:06:50 UTC 3 years ago

Обратил. Если продолжать в том же ключе, Валентинов мог бы поставить слона на ладонь и рассмотреть со всех сторон.

[info]lokaloki

April 7 2009, 07:11:21 UTC 3 years ago

"Литература – тот же Океан, сотворенный людским трудом и воображением, но определенно по Высшей воле... ...Приступая к его измерению и изучению, требуется запастись не только терпением, но и немалым смирением. Ты – один, а перед тобою труды многих поколений. По душе тебе они, не по душе, все равно ты не слишком велик и заметен по сравнению со сделанным и сотворенным до тебя. Даже если берешь для исследования малый сектор, скромный залив у самого берега..."

Вам не кажется, что это отсылка к

"Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;
он звонит и по Тебе."
?

[info]kazak_ixbt

3 years ago

[info]lokaloki

3 years ago

[info]kazak_ixbt

3 years ago

[info]lokaloki

3 years ago

[info]kazak_ixbt

3 years ago

[info]lokaloki

3 years ago

[info]kazak_ixbt

3 years ago

[info]letjaga

April 7 2009, 07:30:46 UTC 3 years ago

Хм... а издающиеся писатели, не брезгующие выкладывать в сеть/самиздат свои вещи - это как? Ни нашим, ни вашим? )(

[info]koudiarov

April 7 2009, 08:57:58 UTC 3 years ago

хе-хе, писчи исчё! Что-нибудь новенькое пишет Валентинов?

[info]vinogorov

April 7 2009, 13:41:53 UTC 3 years ago

А я вот не понял! О чём Андрей писал? И зачем? Тут в комментариях проскочило определение "куча компоста". Оно и есть. С соответствующим запахом. Следует отойти, чтобы не нюхать.

В сети же кто выкаблучивается? Да известно кто: ущербные и недалёкие. В реальной жизни (если называть вещи своими именами) обыкновенное дерьмо и неудачники. Зато здесь они чувствуют свою безнаказанность (ещё в FIDO был придуман термин -- "замониторная смелость") и ГАДЯТ! Но ведь большинство является закомплексованными моральными уродами. Потому яростно требуют внимания к своей персоне. Я уже давно научился посылать таких доморощенных критиков по сексуально-туристическому маршруту. Объясняю я это просто: не нравится -- не читай. Автор на самом деле тебе ничего не должен. Кроме книги. А уж обязательно нравиться он тем более не обязан. И выслушивать твоё блеяние относительно того, что тебе что-то не так -- вообще не его работа. Ведь из-за чего сетевые неудачники бесятся? Да по одной причине -- всем наплевать на их "мнение". Они же знают, что читатель проголосует кошельком. И сколько бы они говна не выплеснули, это ровным счётом ничего не изменит. Но комплексы же требуют обратить внимание на свою персону! А персона-то -- ничтожество...

Потому, всё проще паренной репы: не замечать, а если очень докучают -- посылать прямым текстом. Но ни в коем разе не прислушиваться к повизгам неудачников и моральных уродов.

Вот так я это воспринимаю. И, зная Андрея не первый год, считаю -- он тоже придёт именно к этой мысли.

[info]avrylo

April 9 2009, 12:57:20 UTC 3 years ago

Слово в защиту компоста

Честно говоря, есть одно исключение, которое не позволяет вообще забить на сетературу (вишь, даже термин специальный уже выдуман - аккурат для разделения) - рассказы. Увы, всё идёт к тому, что этот жанр переедет в сетевой самиздат. Судя по количеству изданных в прошедшем году, притом, что не будь в каждом сборнике генерала (а то и нескольких), сборники эти вообще бы не то, что купить - издавать бы никто не стал.
Дальше будет только хуже.
Вот и остаётся только Сеть. Впрочем, это исключение и правда лишь подтверждает правило.

[info]vinogorov

April 9 2009, 13:04:26 UTC 3 years ago

Re: Слово в защиту компоста

Да, с рассказами что-то странное творится. И почему так -- не понимаю. Но это действительно исключение. И действительно подтверждающее правило.

[info]avrylo

3 years ago

[info]vinogorov

3 years ago

[info]zurzmansor

3 years ago

[info]avrylo

3 years ago

[info]karakovski

3 years ago

[info]vinogorov

3 years ago

[info]radutny

3 years ago

[info]vinogorov

3 years ago

[info]radutny

3 years ago

[info]vinogorov

3 years ago

[info]farkhad

April 16 2009, 12:18:00 UTC 3 years ago

г-н Шмалько.. Вам корона не жмет?

[info]farkhad

April 16 2009, 12:28:35 UTC 3 years ago

В равной степени можно утверждать что и читатель ничего не должен писателю. В особенности писателю Валентинову. Это я, как читатель, сказал.

Anonymous

May 14 2009, 11:09:28 UTC 3 years ago

Но если автор видит, что в литературном процессе дела обстоят не очень гладко, может он высказать свое мнение?
Ваш комментарий таков, что по нему можно решить, что г-н Шмалько оскорбил вас лично. Почему такая реакция? Зачем переходить на личности, если речь идет о лит. воззрениях?

[info]farkhad

May 14 2009, 14:21:15 UTC 3 years ago

Если автор видит, что в лит. процессе что-то обстоит "не совсем гладко" - пусть пишет лучше...

Anonymous

2 years ago

[info]avrylo

May 27 2009, 20:59:25 UTC 3 years ago

Кому корона жмёт...

...кого жаба давит.
Jedem das Seine.
Только корону и сменить можно, а вот с жабой управиться куда сложнее.

[info]kritik_grelkin

June 11 2009, 18:31:49 UTC 2 years ago

«Сетевые» сообщества, подобно небезызвестному салону госпожи де Рамбуйе пытаются навязать Фантастике и ущербный язык, и ущербные сюжеты, и свои «драгоценные» нравы.

Глупейшая претензия. Среди сетевых писателей множество творцов с прекрасным языком, интересными сюжетами и нормальные нравы. Тогда как "ущербного языка и ущербных сюжетов" и среди бумажных писателей полно (не буду показывать пальцем).

У нашей Фантастики

Похоже, автора охватил внезапный приступ скромности. Надо вот так: "у моей Фантастики" или ещё лучше "у МОЕЙ Фантастики"!

и так много проблем, «сетевая», к счастью, никак не относится к приоритетным

Проблема в том, что талантливых конкурентов мало кто любит. Но это проблема не фантастики, а лично г-на Валентинова.

Маленький мир все-таки никогда не станет большим. Коротышки думают иначе – и пусть думают. У лилипутов должны быть свои лилипуты.

Вот тут нельзя не вспомнить афоризм Козьмы Пруткова:
"Дурак подобен человеку на высокой горе - все остальные кажутся ему маленькими, а остальным маленьким кажется он сам".

[info]avrylo

June 12 2009, 00:35:03 UTC 2 years ago

Ну-ну

Глупейшая претензия. Среди сетевых писателей множество творцов с прекрасным языком, интересными сюжетами и нормальные нравы. Тогда как "ущербного языка и ущербных сюжетов" и среди бумажных писателей полно (не буду показывать пальцем).

Уж будьте такой добрый, покажите. И на первых, и на вторых. Только падежи предварительно согласуйте, а то неясно, куда относить нормальные нравы.

Похоже, автора охватил внезапный приступ скромности. Надо вот так: "у моей Фантастики" или ещё лучше "у МОЕЙ Фантастики"!

А доблестного критика охватил приступ зависти? Ибо ничем иным не удаётся объяснить столь бессмысленное коверкание исходных слов.

Проблема в том, что талантливых конкурентов мало кто любит. Но это проблема не фантастики, а лично г-на Валентинова.

Вернёмся к началу: покажите этих талантливых конкурентов. Назовите поимённо. Потому как иначе обвинение пустопорожнее.

Вот тут нельзя не вспомнить афоризм Козьмы Пруткова:
"Дурак подобен человеку на высокой горе - все остальные кажутся ему маленькими, а остальным маленьким кажется он сам".


Полностью согласен. Абсолютно справедливый афоризм, и очень к месту. К этому месту.

И ещё. Если надумаете продолжать в духе начального своего постинга, то лучше не надо.

Anonymous

July 24 2009, 13:27:29 UTC 2 years ago

Прошу прощения, если буду резок. Скорее всего я ошибаюсь, но таково моё мнение. "Студно туково, но таков наш примар"...
Так вот.
Возникает устойчивое дежа вю. Где-то это уже было... А, вспомнил. Собёрётся на телевидении попсовая мафия и начинает: "Все эти самодеятельности. они ам гениальным димам билайнам и машам распутиным в подмётки не годятся, всё это - шелупонь урюпинская, а мы - звёзды и др. и пр (см. по тексту статьи).
А торчат из-за их истеричных метаний чётко отслеживаемые уши:
а)животная боязнь держащихся только и исключительно на раскрученности, пиаре и рекламе "звезд", как бы не выскочил из того же Урюпинска чуть более успешный Вася Пупкин и не оттеснил "звезду" от эстрады (кормушки). И совсем не обязательно при этом заблуждение собственной гениальности - "звезда" может отлично осознавать, что она - дутая. Но отдать с таким трудом застолблённое местечко в издательстве?! Да ни в жисть! Ё! Костьми ляжет!
б)подсознательное (по Фрейду) стремление опустить всех на свой уровень и уровень этот старательно поддерживать, старательно подстригая всё, что выше уровня норовит вырасти.
В общем - элементарная борьба хомяка за сферу обитания на поле гороха. Но причём тут фантастика?!
Для контраста приведу, увы, ныне покойного А.Стругацкого и ныне здравствующего Борис-Натаныча. Они как раз нимало не волновались по поводу фантсамизадата, наоборот всячески одобряли. Почему? Да потому что прекрасно понимали: самиздат лишь подчёркивает их, Братьев, труднодосягаемость: Васе Пупкину из Урюпинска пахать и пахать до уровня Стругацких. А вот пахать до уровня маши распутиной, киркорова (Валентинова?) - не так уж и много. Набил чуть руку - и вуаля...

[info]avrylo

July 24 2009, 22:07:05 UTC 2 years ago

*с ленцой*

Вот интересно, почему все такие вот отважные анонимы никогда не подписываются? Неохота своё опушённое рыльце показывать?
Не нужно приводить Аркадия Натановича. Рискуете первым получить сквозь пух да прямо в рыльце. Рука у него даже в старости была крепка.
И ещё. Тереть этот выкидыш жабы-самодавки не стану, пусть висит как иллюстрация бессмертия вида йеху. Но только этот.

Deleted comment

[info]avrylo

2 years ago

Anonymous

August 28 2009, 07:13:27 UTC 2 years ago

mXm (что-то в другом месте ник ввести не могу ;)) А вот еще посмотрим комменты к сетекнижкам: читал, на бумаге не куплю". Это о чем? Мне кажется, что вышеприведенная градация не полна. Есть компост: "читал, компост", есть надлежащее изделие: "читал, понравилось", а есть, как бы сказать... Как жаренные черви. Вроде еда, а вроде и черви.

[info]qwertyk08

September 4 2009, 14:18:51 UTC 2 years ago

Враньё

Крайне отрицательно отношусь к сему докладу. На самом деле я в этом докладе вижу многочисленное передёргивание, необоснованные выводы, а также повторение данных выводов (повтори ложь стократно, и она станет истиной).
Читать внимательно лучше начать с места после слов "журнал самиздат", ранее идет введение/изложение исторических фактов.
Из примеров:
"Прежде «невостребованные» Васи Пупкины, способные в лучшем случае сойтись втроем-вчетвером для совместного плача в жилетку, ныне имеют возможность сбиться в Стаю."
Вот автор утверждает что это возможно, не буду спорить об возможности, отмечу только что вся дальнейшая статья написана в стиле, "они таки стая". Никаких доказательств того что стая существует явно не преведено.
Вот дальше
"Дружная толпа гениев размером в хорошую армию! Представьте, что этакое вывалит на улицу среднего областного центра. Внушает?"
Количество гениев не указано... вообще. Из приведённых чисел только количество произведений по видам, но ладно не буду больше об этом. Далее интересен сам пример: "представьте ... на улицы среднего областного центра" Пример внушает, интересно, а почему взят именно областной центр, а не город покрупнее? Может потому что тогда толпа не будет так заметна =). Да и не стоит участвующих со всего земного шара собирать в 1 месте, все живут в разных городах.
"Старому Фэндому такое тоже свойственно, но там все определялось Идеей (любишь Фантастику, значит свой). Теперь же все определяет Место (тусуешься с нами – или нет)."
Насчёт места... утверждение конечно же не требующее доказательства, это прямо таки истина в последней инстанции.
"Если вспомнить, что в Сети собираются в основном все те же «невостребованные»" Сразу печать ставит, на всех кто в сети... Вот так-то, господа, писавшие тут отзывы как за, так и против: все мы НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ.
Дальнейшее комментировать так подробно мне лень... хотя кое-что ещё добавлю.
"Начнем с самого, пожалуй, важного – так сказать, с уровня. ... На чьи оценки можно положиться? Кто судья?" на самом деле в докладе приведено всего лишь одна оценка "частное суждение одного известного писателя-фантаста", оценка среднего... Вы когда нибудь лучшее определяли по среднему? Если и да то оценка крайне приблизительна. В свете оценки хочется отметить что половина издающихся сейчас авторов свои первые произведения писали на самиздате. И вот уж где присутствует оценка =). Оценка издательства, а ей практически всё равно откуда взялся текст из автора или с самиздата. (замечу, что ещё долго будут бушевать споры о том стоит ли выкладывать произведение в сеть или нет).
Кстати стоит сказать, что издававшиеся авторы самиздата, побывав в членах жюри, вполне согласны с таким утверждением =).
Далее... "оценки сетевиков"... Лично для меня не секрет, что существует упомянутая категория оценщиков (автору нужны деньги), ну есть и есть, не стоит на них ориентироваться как на маяк...(даже не смотря на то что их отзывы самые заметные) И уж тем более утверждение, что "Почти каждая рецензия на «бумажную» книгу начинается с того..." весьма ложно.
Тут и далее часть (иногда наиболее шумная) выдаётся за общее... Ну, если человек слеп, то мне его жаль...
А завершающие абзацы это вообще нечто, нечто носозадирающее у докладчика, в смысле всё о чём я тут говорил фигня. Остаётся лишь вопрос: зачем было тогда весь доклад начинать.

[info]avrylo

September 5 2009, 04:43:17 UTC 2 years ago

Re: Враньё

Не стал даже менять заголовок, уж очень он красноречив. Обычно мои постинги озаглавлены, но тут...
Уважаемый (покамест) qwertyk08, а с чего Вы решили, что столь пространный отзыв кто-то сочтёт истиной хотя бы в предпоследней инстанции? Вы всего лишь продемонстрировали тем, кто думать и понимать обучен, что усваиваете из написанного только то, что соответствует Вашему миропониманию. А это - мало.
Потому что строки, вызвавшие Ваше искреннее возмущение, Вами же почему-то выдраны из контекста. Понятно, почему - контекст мешает их невозбранно охаять. Но это, сударь, в приличных домах именуется точно так, как Вы озаглавили свой постинг.
Враньё.
Поздравляю, гражданин, соврамши! (с)

[info]qwertyk08

September 7 2009, 08:22:14 UTC 2 years ago

Re: Враньё

ДА, цитаты надёрганы... Но не из контекста, а из текста... Собственно если из умозаключения дёрнуть одну посылку и доказать её ложность, то больше ничего делать не надо... благодаря этой посылке всё умозаключение ложно.
Собственно этим я и занимался. Брал посылки и выражал сомнения в истинности. Качество взятия посылок любой может оценить сам... благо взяты они в кавычки, а сам доклад я думаю комментирующие читали.
PS А если кому то не нравится, пусть аргументируют, так как это делал я.
PSS Да перечитал, цитату про невостребованных. Можно назвать дёрнутой из контекста. Как выяснилось ранее -- невостребованные в данном случае это те, кто обитает на самиздате.
Хорошо приведу пример: Стефани Маер, всемирно известный автор. Её я прочёл на самиздате благодаря сделанному каким-то энтузиастом переводу. А нашёл я её, ничего не зная о таком человеке, поначалу для меня это был обычный автор и не более. И кто после этого невостребованный? Сам автор или переводчик?
Хотя меня больше интересует пассаж про оценки. Почему докладчик, признавая множественность оценок привёл и выбрал только одну???

[info]avrylo

September 7 2009, 09:51:51 UTC 2 years ago

Враньё, не ведущее к правде

Ещё раз. Вы себе кажетесь чертовски убедительным и логичным.
Вы замечательно умеете читать не то, что написано, но то, что Вы про это подумали.
Вы считаете, что этого для полноценного понимания мира в целом и доклада в частности - достаточно.
Я Вам искренне завидую.

[info]qwertyk08

2 years ago

[info]avrylo

2 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…